Как играть в шахматы. Расстановка шахмат

Обновлено:

Мудрая индийская пословица гласит: “Шахматы - это океан, в котором и слон искупается и комар напьется”. Действительно, шахматы по неисчерпаемости и бесконечности своих возможностей напоминают огромный океан.

Как и большинство игр, шахматы имеют свой набор основных правил. 

Название игры произошло от персидского слова “шах” (король) и арабского “мат” (умер). Дословно “шахматы” переводятся как “смерть королю”.

Цель игры

Шахматы - это игра, в которой играют два игрока и сидят напротив друг друга за шахматной доской. Их называют партнерами, или противниками, или соперниками.

Одна игра между партнерами называется шахматной партией, или просто партией.

Каждый из играющих руководит либо белыми, либо черными фигурами, состоящими из 16 единиц (король, ферзь, два коня, два слона, две ладьи и восемь пешек), которые перед началом игры располагаются строго определенным образом.

Шахматную партию всегда начинает, тот у кого белые фигуры. Чтобы решить, кто будет играть белыми, а кто черными, обычно один игрок прячет в руках белую  и черную пешки. Другой выбирает руку. Кто выбрал белую пешку, тот получает белые фигуры и делает первый ход.

Партнеры делают ходы по очереди. Ходы делаются попеременно до тех пор, пока один из играющих не нападет на короля противника таким образом, что у него не найдется другого хода.

Победителем считается тот, что “взял в плен” короля противника - поставил ему мат. Партия также заканчивается победой игрока, если его соперник сдался или просрочил время, отведенное на обдумывание ходов. Кроме того, партия может закончиться вничью.

Шахматная доска

В шахматы играют на доске, состоящей из 64 клеток (квадрат 8 х 8 полей), чтобы легче было обозревать доску и двигать по ней фигуры. 

Доска поделена на белые и черные поля, которые расположены попеременно. Она стоит правильно, если черное поле находится в левом нижнем углу. Или, как любят говорить шахматисты, “белое поле справа”. 

Каждая доска состоит из восьми горизонталей (рядов) и восьми вертикалей (столбцов). К шахматной доске применяются такие термины как горизонталь, вертикаль и диагональ. Первая горизонталь состоит из восьми клеток и расположена прямо перед вами. Восьмая горизонталь состоит также из восьми клеток и является по отношению к вам самой дальней.

Восемь вертикалей начинается с левой вертикали и называется “а”, крайняя справа называется вертикалью “h”.

Некоторые доски имеют по краям “координаты”, то есть английские буквы от а до h (a, b, c, d, e, f, g, h) по горизонтали и цифры от 1 до 8 по вертикали.  

Шахматная доска

Знакомство с фигурами

Шахматная “команда” состоит из пяти типов фигур: король, ферзь, два слона, два коня и две ладьи. У каждого игрока имеется еще восемь пешек. Одни фигуры двигаются по горизонталям и вертикалям, другие - по диагоналям. 

Все фигуры, кроме пешек, могут двигаться в любом направлении - вперед, назад, влево, вправо.

Ни одна из перечисленных фигур не может перепрыгивать через свои или чужие. Такое право имеет только конь.

Название фигур говорит о том, что своим происхождением шахматы обязаны воображаемым военным действиям. Вообразите пеших солдат и пешки идущие впереди них. Представьте себе кавалерию на конях, рыцарей, ищущих сражения. Вообразите себе генерала или Короля и Королеву рядом в ним. Во многих войнах древних времен сражение заканчивалось, если погиб Король. И также обстоит дело в шахматах.

Свои фигуры в шахматах "бить" не разрешается.

Первоначальная расстановка фигур всегда одинаковая☝ .

Ладьи располагаются по углам доски. Кони стоят рядом с ними. Слоны в начальной позиции располагаются чуть дальше. Наконец ферзи и короли занимают оставшиеся клеточки на первой и восьмой горизонталях. Ферзь всегда стоит на клетке своего цвета, то есть белый ферзь стоит на белом поле (белой клетке), черный ферзь стоит на черном поле (черной клетке).

В начале партии восемь белых и восемь черных пешек располагаются перед своими фигурами на второй и седьмой горизонтали.

Король

Король - самая важная фигура, главное действующее лицо шахматной партии. Если вы проигрываете партию и ваш Король атакован и не сможет при этом спастись от шаха, то игра заканчивается. 

Для Королей используется буквенное обозначение - Кр.

В подвижности Король уступает всем фигурам: он может ходить в любом направлении - по горизонтали, вертикали и диагонали. Он может пойти вперед, а затем отступить, но всегда только на соседнее поле (клетку). 

Правила запрещают королю в отличии от других фигур, становиться под бой неприятельских фигур и пешек. Если вы допустите ошибку и поставите своего короля под удар, от вас потребуют взять ход назад. Иными словами, Король не может пойти так, что после хода его может взять вражеская фигура.

Белый и черный Короли никогда не встречаются, то есть Король не может подойти вплотную (на соседнее поле) к Королю противника. 

Король “берет” фигуры и пешки противника так же, как ходит, то есть если они расположены на соседних с ним полях и не защищены другими фигурами.

Пример 1

Как ходит Король

Пример 2

Как ходит Король

Ладья

Ладьи иногда называют турами или башнями, поскольку они напоминают башни замков. Каждый игрок начинает партию с двумя Ладьями. 

Для  Ладьи используется буквенное обозначение - Л.

Ладья ходит по прямым вертикальным и горизонтальным линиям на любое число полей, но только в одном направлении. Если на пути Ладьи стоит фигура  или пешка противника, Ладья (по желанию игрока) может взять (“побить”, “съесть”) ее. При этом фигуру противника снимают с доски, а Ладью ставят на ее место. 

Как ходит Ладья

Слон

Слоны (офицеры) обычно имеют аккуратный конусообразный вид. В начале игры у каждого игрока есть по два Слона. 

Для Слона используется буквенное обозначение - С.

Слон ходит по косым  линиям-диагоналям на любое число полей и может “бить” встречающиеся на пути фигуры противника. 

Слон, в начальной позиции стоящий на белом поле, ходит по белым диагоналям и называется белопольным. Слон, стоящий на черном поле, ходит по черным диагоналям и называется чернопольным.
Слон может идти вперед и назад, но только в одном направлении за один ход.

Как ходит Слон

Ферзь

Ферзь (королева) является самой сильной фигурой с точки зрения его мобильности. Он ходит и бьет и как ладья, и как слон, то есть по вертикалям, горизонталям, белым и черным диагоналям.

У каждого игрока имеется по одному Ферзю в начале партии (их может по ходу игры статьи больше).

Для Ферзя используется буквенное обозначение - Ф.

Ферзь не способен перепрыгивать через фигуры.

Перемещение Ферзя

Конь

Кони, как и обычная кавалерия, способны прыжком войти в игру. У каждого игрока в начале партии по два Коня. 

Для Коней используется буквенное обозначение - К.

Конь обладает особым ходом, говорят, что конь ходит буквой “Г”.

Конь делая ход, всегда попадает на поле противоположного цвета. Если на том поле, на которое ходит конь, стоит фигура противника, конь бьет ее.

Конь является единственной фигурой, которой разрешено перепрыгивать через другие фигуры. 

Пример 1

Перемещение Коня

Пример 2

Конь способен прыгать

Пешки

Пешки - самые маленькие действующие лица на шахматной доске. Они могут показаться незначительными, но их роль высока, поскольку они помогают контролировать территорию и начать атаку на позицию противника. Их часто называют “душой шахмат”. 

Пешка, словно пехотинец на войне, идет всегда вперед по вертикали только на одно поле, и лишь с первоначальной позиции пешка может пойти или на одно поле, или сразу на два поля (если игрок захочет сделать такой ход) тоже по вертикали.

Пешечная динамика

Пешка является единственной боевой  единицей, которая осуществляет взятие иначе, чем ходит. Она бьет только по диагонали (наискосок влево или вправо) на одно поле, словно нанося удар в бок коротким кинжалом. Ход пешки при взятии фигуры напоминает ход слона на одно поле вперед.

Как пешки осуществляют взятие

Пешка из-за своей небольшой силы фигурой не считается, но она обладает большими потенциальными возможностями. Достигнув последней горизонтали, пешка обязательно снимается с доски и заменяется, по желанию игрока, на ферзя, ладью, слона или коня (белая и черная пешки превращаются в фигуры своего цвета).

Фигуры и пешки - краткий обзор
Фигуры и пешкиСокращениеКак они ходят
КорольКрНа одну клетку в любом направлении, но никогда на ту, которую контролирует вражеская фигура
ФерзьФНа любое количество клеток в любом направлении
ЛадьяЛНа любое количество клеток по вертикали или горизонтали
СлонСНа любое количество клеток по диагонали
КоньКХодит буквой “Г”. Конь единственная фигура, способная “перепрыгивать” через другие фигуры или пешки
ПешкаВперед на одну клетку. Пешка бьет пешки или фигуры по диагонали на одну клетку вперед. Ни разу не ходившие пешки могут выбирать - делать им первый ход на одну или две клетки вперед

После каждого хода расположение фигур на шахматной доске меняется.

Любое конкретное расположение фигур и пешек на доске называется шахматной позицией или просто позицией. Позиция, с которой начинается партия, называется начальной.

Общее число возможных позиций в шахматах огромно.

Если бы 12 миллионов шахматистов беспрерывно трудились над разыскиванием лучших ходов во всех мыслимых позициях, тратя на каждую из них лишь по 0,1 секунды, то им не хватало бы триллиона веков, чтобы обследовать все возможные позиции.

Макс Эйве, профессор математики, чемпион мира по шахматам 1935-1937 гг

Окончание игры

Если при своем ходе фигура или пешка нападает на короля, то положение называется “шах королю” или просто шах. Ответным ходом необходимо обязательно защититься от шаха: или уйти королем, или закрыться от шаха своей фигурой, или "съесть" шахующую фигуру или пешку противника. При двойном шахе (когда на короля нападают одновременно две фигуры) единственной защитой может быть только уход королем.

Если от шаха защититься невозможно, такое положение называется “мат королю” или просто мат. Игрок, поставивший мат королю соперника, считается победившим в этой партии.

Правила поведения 

Во время партии в официальных соревнованиях шахматисты должны соблюдать определенные правила поведения.

  1. “Взялся - ходи”. Если игрок при ходе прикоснулся рукой к своей фигуре, он обязан ею пойти, а если к фигуре соперника, то взять ее.
  2. При желании аккуратнее поставить на доске свою или чужую фигуру необходимо предупредить об этом партнера, громко сказав: “Поправляю" и только после этого прикоснуться к фигуре.
  3. Ходы обратно не берутся.
  4. Запрещается шахматистам во время игры в официальных соревнованиях пользоваться записями или печатными материалами, обращаться к кому-либо за советом или чтобы узнать мнение, то есть не разрешается разговаривать с кем-либо, кроме как с судьей или в его присутствии.
  5. Запрещается любым способом отвлекать или беспокоить партнера, в том числе обращаться к нему, когда он обдумывает ход.

Партнеры должны быть корректны и вежливы друг к другу. Партия всегда должна начинаться рукопожатием и заканчиваться тем же, независимо от результата. Научитесь быть спокойными и вежливыми при проигрыше.

И напоследок …

Многие полагают, что только гении могут хорошо играть в шахматы. Ум еще никому не вредил, но успех в шахматах требует не только знакомство с правилами и некоторыми базовыми стратегическими принципами, но и немалой практики.

Когда вы с ними познакомитесь и освоите их, то сможете играть с другими игроками, получите возможность разыгрывать партии великих мастеров и наслаждаться этим.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение

https://analytics.google.com/analytics/web/provision/?utm_source=marketingplatform.google.com&utm_medium=et&utm_campaign=marketingplatform.google.com/about/analytics/#/provision/create